Потребность граждан в качественной медицинской помощи (медицинских услугах) обладает непреходящей актуальностью, поскольку далеко не многие из нас обладают идеальным здоровьем и не сталкиваться с медицинскими учреждениями и врачами.
С учётом того, что сфера медицинских услуг связана с большим количеством регулярных взаимодействий между врачами и пациентами, логично возникновение конфликтов и противоречий, приобретающих подчас юридический характер.
В таких случаях порой имеют место злоупотребления, как со стороны медицинских работников, чаще всего совершающих ошибки и пытающихся скрыть их, так и со стороны пациентов, которые по разным причинам (объективным и субъективным) перекладывают на врачей ответственность за обстоятельства, на которые те не в силах повлиять.
Для урегулирования подобных конфликтов существует целый комплекс нормативного правого регулирования, определяющий критерии качества оказания медицинской помощи и устанавливающий, что должен делать врач в тех или иных ситуациях[1].
Однако реальность состоит в том, что многие нормативные требования противоречат друг другу или допускают многостороннее толкование. В таких ситуациях необходима помощь квалифицированного юриста, специализирующегося на разрешении споров в сфере здравоохранения.
Между тем, пациентам, как и врачам, стоит в любом случае и самим обладать неким представлением о системе регулирования оказания медицинских услуг.
Если рассматривать вопрос со стороны пациента, то споры в этой сфере медицинских услуг разрешаются двумя путями: в административном или судебном порядке.
[1] Например, Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
Административный порядок
Административный порядок предполагает обращение пациента с жалобой к главному врачу медицинского учреждения и/или во врачебную комиссию[2] медицинской организации, в компетенцию которой входит, в числе прочего, оценка качества оказанных услуг, полнота и обоснованность медицинских вмешательств.
Кроме этого, административный порядок защиты пациентом своих прав предполагает обращение в надзорные органы: Роспотребнадзор, Росздравнадзор, а также, в определённой части, в Фонд обязательного медицинского страхования[1].
В случае, если в результате проверки этим органами доводы заявителя будут подтверждены, полученные материалы могут быть положены в основу дальнейшего иска в суд о компенсации вреда здоровью и морального вреда. При этом, в рамках судебного разбирательства с высокой вероятностью может быть назначена дополнительная судебная экспертиза (ст. 79 ГПК РФ, ст. 77 КАС РФ).
Уголовное расследование
Отдельно в данном контексте следует рассматривать причинение пациенту смерти или тяжкого вреда здоровья. В этом случае обращаться необходимо непосредственно в правоохранительные органы с заявлением о преступлении.
Как правило, нарушения при оказании медицинских услуг, повлекшие подобные последствия, квалифицируются по части 2 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), части 2 статьи 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), статье 124 УК РФ (неоказание помощи больному), а также статье 238 УК РФ (оказание услуг не соответствующих требованиям безопасности).
В данном случае, обращение рассматривается в рамках уголовно-процессуального законодательства и подразумевает обязательное назначение судебной экспертизы потерпевшего (ст. 196 УПК РФ).
Кроме того, в рамках собирания доказательств нарушений при оказании медицинской помощи, пациенту необходимо, в том числе самостоятельно, фиксировать те или иные нарушения: производить фотографирование медицинской документации, отслеживать в хронологическом порядке действия или бездействие врачей и, в случае развития событий по негативному сценарию, предъявить данные материалы, которые, после надлежащей проверки (легализации) могут быть приняты следствием в качестве доказательств по делу.
Важно отметить, что согласно действующему законодательству, пациент рассматривается как «слабая» сторона в споре с медицинской организацией, посему бремя доказывания тех или иных фактов лежит на последней. Вместе с тем, подчас возникают ситуации, когда сами пациенты злоупотребляют своими правами, обвиняя медицинских работников в том, за что они не могут отвечать по объективным обстоятельствам, например, в резистентности к лечению или развитию нетипичных побочных эффектов. При таких обстоятельствах врачам бывает сложно оправдаться от обвинений и доказать правильность своих действий.
В качестве решения такой задачи на данный момент наибольшее распространение получает страхование гражданской ответственности медицинского работника, которая, по крайней мере частично, снижает риски материальной ответственности.
Кроме того, медицинский работник, подвергшийся необоснованным обвинениям, в особенности в Интернете и СМИ может и сам обратиться в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации, компенсацией морального вреда, а также обратиться с заявлением о преступлении – клевете (статья 128.1 УК РФ).